Персоны :: Ангелина Степанова

  • Меню персоны
  • Добавить в закладки
  • Опубликовать ссылку
  • Фотографии 14
  • Создал30.01.2011 в 20:12
  • XFiles999
  • Ред.23.11.2017 в 07:16
  • XFiles999
  • Информация
  • Если Вы нашли ошибку в информации о персоне, просим Вас сообщить об этом автору персоны или на форуме здесь.
Краткая биография
Имя: Ангелина Иосифовна Степанова
Дата рождения: 23 ноября, 1905 | стрелец
Место рождения: Николаевск-на-Амуре, Приморская область, Российская империя
Дата смерти: 18 мая, 2000 | 94 года
Место смерти: Москва, Россия
Карьера: Актриса
Жанр: Драма, мелодрама, военный
Супруг: Николай Горчаков (развод, один ребенок), Александр Фадеев (один ребенок)
Семья: Александр Фадеев мл. (сын)
Биография
Ангели́на Ио́сифовна Степа́нова - советская и российская актриса театра и кино, педагог. Герой Социалистического Труда. Народная артистка СССР. Лауреат Государственной премии СССР и Сталинской премии первой степени. Член КПСС с 1952 года.

Детство

Ангелина Иосифовна Степанова родилась 23 ноября 1905 года в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента (отец) и зубного врача (мать). Ангелина, росла болезненной, её старались не напрягать занятиями, но тем не менее она много читала, училась музыке и французскому языку. Знала множество стихов и обожала их декламировать. Лине было три года, когда Степановы переехали в Москву. Супруги заделались заядлыми театралами - и иногда брали на спектакли Лину. Она буквально заболела балетом: ходила по квартире на пальцах, пыталась делать балетные па... В семь лет Лину отдали в гимназию Ржевской. Она училась средне, особенно тяжело было с математикой, однако на гимназических вечерах Лина Степанова прекрасно читала стихи, в спектаклях играла главные роли, а на уроках танца, которые вёл бывший артист Большого театра Чудинов, была лучшей ученицей.

Театр

В 1921 году Ангелина поступила в 3-ю Студию МХТа (курс набирал Е.Б.Вахтангов).Дебют Степановой на сцене состоялся в знаменитом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот». Роль была крохотная, без слов - только танец. На втором курсе началась работа над учебным спектаклем по повести Диккенса «Битва жизни». Режиссёром был Николай Михайлович Горчаков. Левые критики нападали на пьесу, зато её посмотрела вся театральная Москва. Видел спектакль и Владимир Иванович Немирович-Данченко. Он рассказал о «Битве» Станиславскому. Тот только что вернулся в Москву после двухлетней гастрольной поездки Художественного театра по Западной Европе и США и задался целью построить новый репертуар и омолодить труппу МХТ. Станиславский перенёс спектакль на Малую сцену и позвал в Художественный театр Ангелину Степанову и Николая Горчакова.

Задатки характерной актрисы у Лины обнаружились ещё в Студии. Роли княжны Мстиславской в «Царе Фёдоре Иоанновиче» и Софьи в «Горе от ума», которые она сыграла во МХТе в сезоне 1924-1925 года, обнаружили в таланте Степановой лирическое начало: тоненькая, изысканная Ангелина с огромными глазами на нежном лице сразу привлекала к себе внимание. Она была полна неукротимого оптимизма. Получая в первые годы - да порой и потом - только небольшие роли, отдавалась им целиком, верная завету Станиславского: нет маленьких ролей, есть маленькие актёры.

Время тогда было тяжелое и Ангелина питалась очень скудно. Однако, хотя денег было очень мало, Лина одевалась у лучшей портнихи Москвы Надежды Ламановой - с нею Лину познакомила актриса Лидия Коренева. По негласным правилам МХТ все актеры театра должны были и вне сцены «держать форму».

Летом 1925 года МХТ поехал на трёхмесячные гастроли по Кавказу и югу России. Всё это время Степанову опекал режиссёр Николай Горчаков, и вскоре Ангелина Степанова стала его женой.

После небольшой роли Мариньки, невесты декабриста князя Голицына, в спектакле «Николай I и декабристы» (1926) Станиславский вынес вердикт: «Вы становитесь актрисой». Ему же принадлежат слова: «У нас давно не было такой молодой артистки. Ей предстоит большая будущность».

Многому научившись в ранние годы у Станиславского, Степанова всегда об этом помнила: «К Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко я попала уже опытной актрисой, с которой можно было говорить о форме, характерности, образе. Сделал из меня эту актрису К.С.Станиславский».

Степанова в совершенстве владела мастерством интеллектуальной отделки роли, умела «оттенять неяркую строгость психологического реализма сталинских времен своим насмешливым, умным скепсисом». Она тяготела к скупости и определенности жеста, проявляла интерес к характерности (мечтала сыграть одну из ведьм в шекспировском Макбете), сочетала лиризм со сдержанностью, эмоциональность с рациональностью и жесткостью, порою саркастическими.

Роль Бетси в «Анне Карениной», сделала Степанову ведущей актрисой Художественного театра. Премьера состоялась в апреле 1937 г., спектакль имел феерический успех. Имя Ангелины Степановой, только-только вернувшейся на сцену после родов, громко зазвучало в театральном мире. Её Бетси Тверская превзошла все прошлые успехи актрисы.

Летом 1937 года Степанова впервые выехала за границу - на гастроли в Париж. Её Бетси очаровала и французскую критику. Но не только этим запомнились Лине гастроли. В Париже она познакомилась с писателем Александром Фадеевым, с которым ей было суждено прожить вместе почти двадцать лет.

Летом 1941 году, когда началась война, Художественный театр был эвакуирован, Степанова из-за болезни с театром не выехала и эвакуировалась с семьёй в Чистополь. В Чистополе Степанова сразу же организовала художественную бригаду из актёров местной труппы, писательских жён и артистов, оказавшихся в городе. Успех был огромный, но Лина всё равно чувствовала себя оторванной от настоящей жизни. Узнав, что в Саратове Художественный театр продолжает активно выступать, она в августе 1942 года уезжает из Чистополя. Уже осенью МХТ вернулся в Москву. Там, среди разрухи, холода, постоянных налётов, театр продолжал работать.

В послевоенные годы, после смерти Немировича-Данченко, театр стал слабеть. Степанова по-прежнему много играла, создавая примерно по одной новой роли в сезон, но ситуация в театре перестала её удовлетворять.

После самоубийства мужа Ангелина Степанова прибегла к испытанному лекарству «от разбитого сердца»: ушла с головой в работу. Уже через два дня после похорон она вышла на сцену и никто не знает, чего ей стоило выглядеть невозмутимой и спокойной. Ее спасла постановка «Марии Стюарт», ставшая своеобразной актерской дуэлью между Степановой (королевой Елизаветой) и Аллой Тарасовой (королевой Марией).

В 1962 году Степанова начала репетировать с Анатолием Кторовым, одним из последних оставшихся в труппе «стариков», пьесу Джерома Килти «Милый лжец». Этот дуэт станет художественной кульминацией их театральной карьеры. Кторов в роли Бернарда Шоу и Степанова в роли знаменитой актрисы Патрик Кэмпбелл имели успех, пожалуй, даже превосходивший успех их знаменитых героев. И это при том, что в то же самое время эту же пьесу (хотя и в другом переводе) в Театре имени Моссовета играли Ростислав Плятт и Любовь Орлова. Была создана телеверсия спектакля - её показывают до сих пор.

В 1994 году Ангелина Степанова решила уйти из театра. Новых ролей не было, старые спектакли, в которых она была занята, одряхлели. «В театре мне стало неинтересно», - сказала она, подавая заявление об уходе. Её особо не удерживали, и МХАТ остался без своей самой выдающейся актрисы, последней из игравших со Станиславским.

В 1995 году во МХАТе отметили её 90-летие - скромно и очень красиво. Было много цветов, заполнивших небольшую трёхкомнатную квартиру. Ангелина Иосифовна попросила отвезти цветы на Новодевичье кладбище - на могилы Александра Фадеева и мхатовцев.

Во МХАТе было прожито почти семьдесят лет. Театр забирал в ее жизни все. Она жила в состоянии тайного напряжения перед спектаклем, перед репетицией, которое разрешалось только на сцене или в репетиционном зале. Все желания вытеснялись, если впереди был спектакль или репетиция, все отбрасывалось в сторону, если это нужно было театру. Судьба подарила Степановой МХАТ его лучших лет и привела во мхатовский порядок строй ее жизни раз и навсегда.

Ставшая легендой при жизни, последняя из мхатовцев, выходивших на сцену вместе со Станиславским и репетировавших с Немировичем-Данченко, Степанова в старости отличалась молчаливостью, подчас переходившей в скрытность, отказывалась давать интервью. Последний раз появилась перед публикой 26 октября 1998 на сцене МХАТа в Камергерском переулке (не одобряя раздела театра, она тем не менее осталась в труппе Ефремова) на праздновании столетия со дня открытия Художественного театра.

Кино

В кино Ангелина Степанова создала ряд острохарактерных образов. Её героини – женщины сильные, жёсткие, принципиальные. Дебютировав на экране в 1932 г. (курсистка в фильме «Мёртвый дом» по Достоевскому), она продолжила сниматься только с 50-х годов, и появлялась на съёмочной площадке крайне редко.

Среди ролей в кино выделяются Ольга Буткевич («Незабываемый 1919-й год»), Бетси Тверская («Анна Каренина»), Анна Павловна Шерер («Война и мир»), сумасшедшая старуха («Судьба барабанщика»), миссис Шамуэй («Бегство мистера Мак-Кинли»), старуха («Объяснение в любви»), мать Лагутина («Скорость») и др.
Последняя работа в кино – фильм «Запомните меня такой», где Ангелина Степанова сыграла главную роль-завещание.

Вместе с М.И.Прудкиным Ангелина Степанова участвовала в цикле телепередач «Театральные мемуары», снялась в телеверсиях спектаклей МХАТа «Милый лжец» и «Чрезвычайный посол».

Степанова много работала на радио (запись рассказов о старом МХАТе, стихи А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и др.). Являлась профессором Школы-студии МХАТ, членом редколлегии журнала «Театр»; автор ряда заметок и статей по театральной тематике в периодической печати. Весьма критически отнеслась в 1960-е годы к сценическим новациям реж. А.В.Эфроса.

Личная жизнь

Первый муж Ангелины – режиссер Николай Горчаков. После свадьбы Ангелина переехала к мужу. Их соседями по коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке были сценарист Николай Волков и его жена, актриса Бэлла Казароза. У Волковых бывали Мейерхольд и Зинаида Райх, Исаак Бабель, Юрий Олеша, влюблённый в Лину Борис Пильняк. Именно у них в 1928 году Степанова познакомилась с писателем и драматургом Николаем Эрдманом, находившимся на вершине славы. Роман Степановой и Эрдмана начался сразу и продолжался семь лет. Им приходилось скрывать свои отношения, поскольку оба были несвободны. Отличие между ними заключалось лишь в том, что Лина могла развестись в любой момент, а Николай вовсе не собирался бросать свою жену, красавицу-балерину Дину Воронцову.

Эрдмана арестовали летом 1933 года в Гаграх, на съемках фильма «Веселые ребята», сценарий которого он написал в соавторстве с Владимиром Массом. Его сослали в Енисейск, причем ехать туда пришлось сначала в арестантском вагоне, а потом на перекладных через глухую тайгу. Только в разлуке Степанова поняла, как много Эрдман значит для нее. Ради любимого Лина была готова на все, но прежде она развелась с Горчаковым – не хотела навредить ему. В те годы общение с ссыльными могло навлечь кару. Тем не менее Горчаков продолжал любить Степанову.

Лина добилась у всемогущего Авеля Енукидзе свидания с Эрдманом и разрешения на поездку к нему. Летом 1934 года она навестила Николая в Енисейске, что в те времена было равносильно подвигу. Свидание потрясло Ангелину: она своими глазами увидела, в каких тяжелых условиях живет Эрдман. Скрепя сердце, Степанова обратилась к влиятельному партийному деятелю, имя которого никому никогда не раскрывала. Таинственный «вельможа» (в свое время их познакомил Енукидзе) давно искал ее внимания, и она уступила его домогательствам – в обмен на перевод Эрдмана в Томск. В этом крупном сибирском городе был театр, где Николай мог занять место заведующего литературной частью.

Весной 1935 года их семилетний роман сошел на нет. А в декабре 1936 года Степанова родила сына Шурика. С его отцом (тем самым могущественным партийцем, который помог Эрдману) она тоже рассталась. Материнство сильно изменило Степанову. Не было больше страдающей Ангелины! Ее заменила жесткая, сильная Лина, которая ради своего сына могла горы свернуть. Едва оправившись от родов, Степанова стала блистательной Бетси Тверской в «Анне Карениной». Волна славы вознесла ее на вершину театрального Олимпа.

Вторым мужем Ангелины стал писатель Александр Фадеев, с ним она прожила почти двадцать лет. Они поженились в новогоднюю ночь 1938 года, в Художественном театре. Фадеев и Степанова поначалу жили очень дружно, но им редко удавалось подолгу быть вместе: она всё время в театре, на гастролях, он тоже постоянно в делах, разъездах - Фадеев был руководителем Союза писателей. Хозяйством занималась Мария Владимировна, мать Лины. Денег было мало, но Ангелина и Александр чувствовали себя счастливыми. А нехватку личного общения им заменяли письма...

Александр Фадеев, обладавший страстной натурой, был большим любителем женщин, у него постоянно были романы на стороне. Ангелина Иосифовна предпочитала не замечать развлечений мужа, но прекрасно о них знала.. В годы войны, когда Степанова была в эвакуации, поэтесса Маргарита Алигер родила ему дочку...В отношениях с мужем появилась трещина. Даже рождение сына Миши в 1944 году не помогло.

По мере продвижения по служебной лестнице Александр Фадеев все больше и больше уходил в себя, стал пить, и жить с ним рядом было тяжело. Он болел - печень, сердце... Постоянно болели и дети, особенно Миша. Но Степанова давно приучила себя к мысли, что ее личные дела -это прежде всего театр и лишь потом все остальное, хотя и муж, и дети значили в ее жизни многое.

Весть, которую никто не решался сообщить Ангелине Иосифовне, пришла 14 мая 1956 года в Белград, где тогда гастролировал МХАТ. Правду о том, что Александр Фадеев застрелился (это произошло 13 мая 1956 года на даче в Переделкино) Ангелина узнала из газет в аэропорту в Киеве. Александр оставил письмо, которое Степановой не показали. Что там было написано, она узнала вместе со всеми, в начале 90-х, когда письмо опубликовали. Фадеев обвинял советское правительство в уничтожении советской литературы, геноциде лучших её представителей. О Лине не было почти ничего - только просьба простить его...

После ухода из театра в 1994 году Ангелина Степанова целиком отдалась семье. В её доме сохранялся неизменный тихий и интеллигентный дух. Она не позволяла себе ходить по дому неодетой, в халате и тапочках. Через несколько лет умер Шура, обожаемый старший сын. Пьющий, безалаберный, непутёвый, любимец женщин, много раз женатый, когда-то необыкновенно красивый, добрый человек, последние годы он жил за городом с женой Надей, внучкой Сталина, и множеством собак. Миша, младший, умолил мать не ходить на похороны. Ангелина Иосифовна очень тяжело переживала смерть сына. Она часами молча сидела за столом и курила. В её жизни больше не было театра, где она могла залечить любые раны...

В последние годы жизни она вообще редко общалась с людьми, на улицу почти не выходила, пустых разговоров не вела, телефонную трубку брала лишь в определенные часы, их знали только самые близкие ей люди. 13 мая, в день смерти Александра Фадеева, не общалась ни с кем.

Каким-то таинственным образом Ангелина Иосифовна сохранила и свое женское очарование, и трезвый ум, и даже жизненную энергию.

В конце жизни у неё спросили, можно ли назвать её счастливой. Она ответила: «В моей жизни было много горя и бед. Но если вы спрашиваете, была ли я счастлива, я скажу - да, была, каждый день, каждую секунду, и свою биографию я не променяю ни на какую другую». Умерла Ангелина Иосифовна 17 мая 2000 года - во сне. Её похоронили на Новодевичьем кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым.
Фильмография
1987 Запомните меня такой ... Мария Ивановна Киреева
1983 Скорость ... мать Лагутина, Елизавета Алексеевна
1983 Июнь, Москва, Чертаново (ТВ) ... Анна Андреевна Ракитина-Бородина
1981 Иванов (ТВ) ... Авдотья Назаровна
1980 Все кончено (ТВ) ... Любовница
1978 Сладкоголосая птица юности (ТВ) ... Принцесса Космонополис
1978 Объяснение в любви ... старуха-Зиночка, смертельно больная
1977 Чеховские страницы: "Рассказ госпожи N.N." (ТВ) ... госпожа N.N.
1976 Судьба барабанщика ... сумасшедшая старуха
1976 Повесть о неизвестном актере ... Мария Горяева
1976 Милый лжец (ТВ) ... Патрик Кэмпбелл
1976 Мария Стюарт (ТВ) ... Елизавета, королева Англии
1976 Двадцать дней без войны ... художественный руководитель театра
1976 Всегда со мною... ... Мария Николаевна
1975 Они сражались за Родину ... cтарая казачка
1975 Бегство мистера Мак-Кинли ... Миссис Энн Шамуэй
1974 Чайка (ТВ) ... Аркадина
1973 Единственный свидетель (ТВ) ... Сабурова Анна Степановна, академик
1971 День за днем (ТВ) ... Соколова
1965 - 1967 Война и мир (ТВ) ... Анна Павловна Шерер
1964 До свидания, мальчики! ... Мать Володи
1953 Анна Каренина (ТВ) ... Бетси Тверская
1951 Незабываемый 1919-й ... Ольга Буткевич, сотрудница учетного отдела в Смольном
1932 Мертвый дом ... курсистка
Работы в театре
Московский Художественный академический театр
«Серебряная свадьба» ... Мать
«Московский хор» ... Лика
«Живой труп» ... Каренина
«Тартюф» ... Госпожа Пернель
«Иванов» ... Авдотья Назаровна
«Вишневый сад» ... Раневская
«Мария Стюарт» ... Королева Елизавета
«Дачники» ... Калерия
«Плоды просвещения» ... Бетси
«Три сестры» ... Ольга
«Русский вопрос» ... Джесси
«Идеальный муж» ... Гертруда
«Последние дни» ... Натали Пушкина
«Дядюшкин сон» ... Зинаида
«Мольер» ... Арманда
«Платон Кречет» ... Лида Коваль
«Егор Булычов и другие» ... Шура
«Безумный день, или Женитьба Фигаро» ... Графиня
«Реклама» ... Кинооператор и мисс Сеншейн
«Воскресение» ... Мариэтт
«Сестры Жерар» ... Генриетта
«Синяя птица» ... Неродившаяся душа
«Продавцы славы» ... Ивонна
«Николай I и декабристы» ... Маринька, невесты декабриста князя Голицына
«Горе от ума» ... Софья
«Царь Федор Иоаннович» ... княжна Мстиславская
Награды и премии
1995 Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
1995 Лауреат премии им. К.С.Станиславского
1985 Орден Дружбы народов
1977 Лауреат Государственной премии СССР
1975, 1948 Герой Социалистического труда
1960 Народная артистка СССР
1952 Лауреат Государственной премии СССР
1947 Народная артистка РСФСР
1938 Орден Трудового Красного Знамени
1936 Заслуженная артистка РСФСР
  • Кто ОнЛайн здесь, на этой странице [ помочь проекту ]
Сайт летает на VPS от Inferno Solutions